Saturday 11 October 2014

Как получить швейцарские права

Этим летом случилось Событие: я получила швейцарские права!!! Рассказываю. Всё нижеперечисленное верно для Лозанны (и, соответственно, кантона Во), в других местах может быть совсем по-другому.
(Как получать с нуля, не знаю, у меня были российские.)
По приезду в Швейцарию российские права действительны год. После этого, в отличие от европейцев, которые свои права могут просто поменять, нам надо сдавать экзамен. Точнее, не экзамен даже, а так, проверку.
Первое, что нужно сделать — это сдать анкету. В анкете должен быть штамп из controle des habitants — организации, где все иностранцы регистрируются по прибытии. Штамп стоит 20 франков. Ещё в анкете должна быть подпись глазного врача. Я знаю место, где её можно получить за 14 франков, хотя сама лично ходила в поликлинику к врачу. У меня проверяли то, что у меня возможна коррекция в единицу (т.е. не смотрели, вижу ли я единицу в своих очках) и поля зрения. Знакомый ходил в оптику, у него проверяли зрение в очках, и сказали, что справка даётся, если ты видишь 0,6. Меня это удивило — как-то очень странно, по-моему, это недостаточно.
Итак, анкета с правами сдаётся в Service des automobiles, и вам выдаётся бумажка, по которой можно ездить ровно 4 месяца и ни днём больше. Так было в моём случае, т.к. мои российские права были уже недействительны. Как именно это происходит в случае, когда права ещё действительны, не знаю. Возможно, так же. По крайней мере, экзамен необходимо сдать в течение четырёх месяцев и продлевать этот срок нельзя ни при каких условиях.
Получив бумажку, разрешающую ездить, надо звонить какому-нибудь инструктору. На сайте Service des automobiles их целых список, и зовутся они moniteurs de condiute. Некоторые работают сами на себя, некоторые в автошколах.
С моей точки зрения, сдавать экзамен, не встретившись с инструктором хотя бы один раз, невозможно.
Я, имея очень мало опыта вождения, занималась в итоге много. Угробила на это дело кучу денег =(  Одно занятие стоит не меньше 80 франков, я платила 92-95 (за 5 или 10 занятий дают небольшую скидку).
Чем вождение в Швейцарии отличается от вождения в России?
1) Ограничение скорости. В городах 50, за городом 80, автострада 120. Причём иногда на некоторых участках ставят в городе 60, за городом 100 и относятся к этому гораздо умнее, чем у нас, где везде на Петергофском шоссе скорость 60.
2) Здесь очень много маленьких круговых движений. Я знаю одно место, где одно просто переходит в другое. Это мелочи, но просто надо привыкнуть.
3) Здесь нет дворовых территорий, а есть зоны 20 и 30. В зоне 30 надо часто уступать справа (в остальных местах в городе обычно либо главная дорога, либо уступи дорогу) и быть вежливым по отношению к пешеходам, хоть у них и нет приоритета. В зоне 20 у пешеходов приоритет движения.
4) Иногда возле переходов стоят люди в зелёных курточках с ээ... не палочками, а такими круглыми знаками, не знаю, как их назвать. Это специальные люди для детей. Они стоят в то время, когда дети обычно идут в школу или из школы, и останавливают машины.
5) Хотя теоретически машины всегда должны останавливаться на переходах. И здесь они всё-таки это делают гораздо чаще, чем у нас.
6) Трамваев у меня тут, к счастью, почти нет, а тот, который есть, ездит по собственной полосе. Так что как тут с трамваями — не знаю.
7) А вот велосипедисты, наоборот, есть. Иногда у них выделенная линия, и тогда надо о них беспокоиться только при поворотах. Иногда линии нет, и тогда надо ехать в метре от поребрика, оставляя им место. При правом повороте всегда надо прижиматься вплотную к краю, чтобы тебя не подрезал велосипедист, желающий ехать прямо. И вообще за ними постоянно следить надо, а то они резвые, с любой стороны машину объехать могут.
8) Многие светофоры здесь автоматические. В асфальт вмонтированы датчики, — с той стороны, с которой машина подъехала раньше, загорится зелёный свет. А ещё на светофорах стоят камеры — определители скорости и те, которые снимают нарушителей, проехавших на красный свет. Стоит это тут, кстати, дорого. Мне пришёл счёт на предыдущих хозяев квартиры за проезд на красный свет — 250 франков. А за превышение скорости на 40 км/ч отнимают права.
Больше пока ничего вспомнить не могу.
Экзамен проходит только в 7:45, поскольку это самое раннее время. Людям, получающим права с нуля, даётся возможность выбрать время, мы же можем приходить только ранним утром. Записываться надо минимум за месяц — по крайней мере, летом.
Да, кстати, ещё одна деталь — к иностранцам они относятся почему-то очень снисходительно. В случае удачной сдачи экзамена они выдают обычные права, позволяющие ездить на любом типе машины (в пределах прав категории В, конечно), несмотря на то, что сдавать можно на автомате. Для меня это была большая радость, т.к. ездить с ручкой по лозаннским горкам мне, не имеющей никакого опыта езды по горкам кроме эстакады на площадке 6 лет назад, было бы весьма сложно.
На экзамен приезжаешь в отделение Service des automobiles. Машину на специальную стоянку, дальше ждёшь. Вызывают, проверяют документы. Потом идёшь с экзаменатором, садишься в машину, и едешь. Инструктор остаётся ждать в здании. Экзамен здесь аж целый час. Как минимум 50 минут. Город, загород, автострада — всё есть. Как ехать, не говорят, говорят — куда — мол, езжайте по направлению Женевы. И ты едешь и ищешь знаки, где там эта Женева указана.
Со скрипом, но я своё отъездила — мне сказали "C'est un tout petit oui", спросили, где ж я так ездила, и понимающе промычали, когда я ответила, что, в общем, не очень-то и ездила.
Ещё мне повезло в том, что российские права были уже больше года. Если бы были меньше года, то надо было бы ещё в течение трёх лет, кажется, посвятить два дня обучению экологической езде и чему-то там ещё, за какие-то очередные безумные деньги. Но к счастью, мне это не понадобилось, хотя было бы интересно.
Так что теперь у меня есть бессрочные европейские права, ура-ура! Осталось всего ничего —пустить их в дело...
comments powered by HyperComments