Так получается, что на пасху, если я не еду домой, то еду во Францию. В
этом году я посетила пасхальный Альзас. В Страсбурге я уже бывала раньше
- осенью и перед Рождеством, а вот в Кольмар заглянула впервые.
Дядюшка Анси (Oncle Hansi), он же Жан-Жак Вальц (Jean-Jacques Walt), - французский художник-иллюстратор. Мы ведь находимся в Эльзасе, который вместе с Лотарингией отходил то французам, то немцам. Анси родился в Кольмаре в 1873 году, через два года после того, как Эльзас был аннексирован Германией. Учился в Лионе, где осознал свою ностальгию по Франции. Вернувшись в Эльзас, работал дизайнером текстиля, пока в 1909 году не решил посвятить себя только рисованию. Сначала его работы были вдохновлены анти-немецкими настроениями, затем, когда Эльзас вновь вернулся ко Франции - он был автором идиллических картин французского Эльзаса, которые, однако, не соответствовали действительности. Анси становится дядюшкой Анси, и теперь уже рисует для детей. Забавно, что во время Второй Мировой войны он оказался в Лозанне, откуда после её окончания снова вернулся в родной Кольмар, где и окончил свои дни в 1951 году.
История взята отсюда.
В городе от дядюшки Анси, помимо чудесных открыток с детьми и видами города. остались совершенно замечательные вывески, сделанные по его эскизам.
Вот эта - самая известная, на rue des Têtes, 22, 1932 года, когда-то относилась к колбасной лавке братьев Финкер"У двух братьев" - "Aux deux frères". Нашла информацию, что весит она более трёхсот килограмм, а в ширину - около трёх метров (и действительно, громадная вывеска!).
На той части, которая крепится к зданию - изображение Святого Антония (для тех кто не понял - даже подпись есть, а вообще он считается покровителем животных и свинопасов). Над поросёнком - силуэт трёх замков Эгисхайма, которые мы видели где-то далеко-далеко на холме из окна поезда, по дороге из Базеля в Кольмар - ещё заинтересовались, что это.
На второй части вывески - сами братья, с ножами у пояса и свиной продукцией, на фоне зданий Кольмара. Ну и наверху - девушка, хворостиной гонящая гусей.
Ещё одна вывеска - почти напротив - rue des Têtes, 25 - на этот раз для булочной, была сделана в 1947 году. Батон, брецель и эльзасский кугельхопф (kugelhopf) с французскими флагами. Вверху в уголке - мышка, по-немецки Müslein - созвучно фамилии Musslin.
На той же улице чуть дальше, на углу, по адресу rue des Têtes, 31 (на углу с rue des Boulangers) - старинная аптека Лебедя - Pharmacie du Cygne, с ещё одной вывеской Анcи, сделанной в 1927 году. Замечательный аптекарь, варящий что-то в гигантской ступе, змея Эскулапа, и лебедь - символ аптеки.
Эта вывеска находится уже чуть дальше, на rue des Serruriers, 7. Она была сделана в 1930 году для колбасной Циммерлин. Сообщество мясников имело обыкновение собираться в таверне "У Льва", о чём нам и свидетельствует лев с мясницким топором в лапе.
Больше вывесок дядюшки Анси мы не увидели, хотя в Кольмаре их 8. Кроме них, ещё 3 можно найти тут же, в Эльзасе, в городке Рикевир (Riquewihr), и три было в Париже, из которых две не сохранились.
Про ещё две кольмарские вывески - у Кафе Клебер на Place de la Cathédrale и у магазина Saint-Martin Waldner-Stephan на rue des Marchands, 5, - можно почитать тут (на французском). Последние две - Au fin Gourmet, на rue Schongauer и Café de la République, на rue de la Sinn.
На этом сайте (тоже на французском) можно найти адреса вывесок во всех трёх городах.
В подражание вывескам Анси есть в городе и много других вывесок - например вот, с прялкой, на углу с rue des Têtes. Где-то был утюг (мне сразу вспомнился Таллин), где-то ещё что-то - в общем, в Кольмаре надо не зевать, а вертеть головой по сторонам.
Rue des Têtes названа так, полагаю, в честь дома 100 голов (дом номер 19). Издалека не очень понятно, почему дом так называется, а если подойдёшь поближе...
Дом был построен в 1609 году для Антона Бургера (Anton Burger). Всего этих рожиц - 106 штук. На верхушке фасада - скульптура виночерпия. Когда-то здесь располагалась винная биржа, а теперь - отель с рестораном.
Главный собор Кольмара - церковь Св. Мартина, построенная в 1235-1365 годах. Много расписывать про неё не буду, желающие могут почитать тут, расскажу только о паре деталей.
Южный портал собора, второй половины XIII века, посвящён Св. Николаю. Забавное сочетание двух стилей - нижний ярус тимпана романский, а верхний - готический. Слева - три девушки, которых святой спас от позора, справа - три юноши, которых он, по легенде, воскресил. В готическом ярусе - Страшный суд и воскрешение из мёртвых.
Недалеко от собора - чудесное розово-модерновое кафе, У Позолоченного Круассана (rue des Marchands, 28). Внутрь не заходили, только полюбовались на витрины с граммофоном и старыми банками из-под чая.
Продолжение следует...
Вокзал Кольмара |
Приключения в поездке начались почти сразу. На пересадку в Базеле
было всего 20 минут. Добежали быстренько до французских платформ -
покупать групповой билет, который ни по интернету не закажешь, ни на
ближайшем французском вокзале не купишь. Касс нет, билетный автомат
один, к нему приличная очередь, до отправления поезда 15 минут. Встали,
стоим. После нас ещё народ набежал. Потихоньку двигаемся. Доходим
наконец до автомата, времени - 4 минуты (пара человек из очереди перед
нами ушли без билета, решив не ждать). Автомат дурацкий, где вместо
кнопок - рычажок, который крутишь, переходя между разными частями
экрана. Накрутили, ладно. Пихаем карточку - не принимает, что делать,
непонятно. Плюнули, пошли без билета - я знаю, что на французских
поездах, в отличие от швейцарских, вроде бы можно купить у контролёров.
Отъехали, едем. Контролёры обычно сначала просто так проходят, и их можно остановить, если, например, не успел проштамповать билет - тогда они его штампуют, но не штрафуют. А если их самостоятельно не остановишь и билет не проштампуешь, будет тебе штраф.
Смотрю - идут. Я им было сказала Bonjour, но дядя,
шедший первым, не среагировал и прошёл мимо - пришлось останавливать
шедшую за ним тётю. Тётя спросила, куда я еду, что-то
подумала и выдала мне бумажку, на которой было написано Bale-CLM и
ещё что-то непонятное, возможно, её имя. Сказала – как пойдёт контроль, показать
бумажку. И ушла.
Что интересно, мама мне потом рассказала ,как она видела сквозь стекло
между вагонами, как в следующем вагоне дядя кому-то выдавал билеты.
Контроль до Кольмара в итоге так и не прошёл, так что мы сэкономили 10 €
на билетах - хорошо, что я дядю не остановила.
Я потом, на обратном пути, спросила - что будет, если сядешь без билета. Сказали, если из Базеля, то ничего, а если из другого места, то 7 дополнительных евро надо будет заплатить. Думаю, это верно только для Альзаса и региональных поездов.
Посмотрите, какие зайчики на окнах - Пасха! |
Кольмар мне понравился сразу. Тепло, солнышко. Пройдя немного от
интересного здания вокзала в сторону центра, вышли к парку - на газонах
анютины глазки, тюльпаны, нарциссы - красота!
Пара генеральских памятников и пара фонтанов, там же - самая большая карусель во Франции, о которой я расскажу позже.
Приехала я подготовленная - нашла прекрасный сайт, где очень подробно (я бы сказала, даже слишком подробно) описаны местные достопримечательности.
Приехала я подготовленная - нашла прекрасный сайт, где очень подробно (я бы сказала, даже слишком подробно) описаны местные достопримечательности.
Для меня же Кольмар теперь - это, прежде всего, город фахверковых домов и чудесных вывесок Hansi.
Памятник дядюшке Анси |
История взята отсюда.
В городе от дядюшки Анси, помимо чудесных открыток с детьми и видами города. остались совершенно замечательные вывески, сделанные по его эскизам.
Вот эта - самая известная, на rue des Têtes, 22, 1932 года, когда-то относилась к колбасной лавке братьев Финкер"У двух братьев" - "Aux deux frères". Нашла информацию, что весит она более трёхсот килограмм, а в ширину - около трёх метров (и действительно, громадная вывеска!).
На той части, которая крепится к зданию - изображение Святого Антония (для тех кто не понял - даже подпись есть, а вообще он считается покровителем животных и свинопасов). Над поросёнком - силуэт трёх замков Эгисхайма, которые мы видели где-то далеко-далеко на холме из окна поезда, по дороге из Базеля в Кольмар - ещё заинтересовались, что это.
На второй части вывески - сами братья, с ножами у пояса и свиной продукцией, на фоне зданий Кольмара. Ну и наверху - девушка, хворостиной гонящая гусей.
Ещё одна вывеска - почти напротив - rue des Têtes, 25 - на этот раз для булочной, была сделана в 1947 году. Батон, брецель и эльзасский кугельхопф (kugelhopf) с французскими флагами. Вверху в уголке - мышка, по-немецки Müslein - созвучно фамилии Musslin.
На той же улице чуть дальше, на углу, по адресу rue des Têtes, 31 (на углу с rue des Boulangers) - старинная аптека Лебедя - Pharmacie du Cygne, с ещё одной вывеской Анcи, сделанной в 1927 году. Замечательный аптекарь, варящий что-то в гигантской ступе, змея Эскулапа, и лебедь - символ аптеки.
Эта вывеска находится уже чуть дальше, на rue des Serruriers, 7. Она была сделана в 1930 году для колбасной Циммерлин. Сообщество мясников имело обыкновение собираться в таверне "У Льва", о чём нам и свидетельствует лев с мясницким топором в лапе.
Про ещё две кольмарские вывески - у Кафе Клебер на Place de la Cathédrale и у магазина Saint-Martin Waldner-Stephan на rue des Marchands, 5, - можно почитать тут (на французском). Последние две - Au fin Gourmet, на rue Schongauer и Café de la République, на rue de la Sinn.
На этом сайте (тоже на французском) можно найти адреса вывесок во всех трёх городах.
В подражание вывескам Анси есть в городе и много других вывесок - например вот, с прялкой, на углу с rue des Têtes. Где-то был утюг (мне сразу вспомнился Таллин), где-то ещё что-то - в общем, в Кольмаре надо не зевать, а вертеть головой по сторонам.
Rue des Têtes названа так, полагаю, в честь дома 100 голов (дом номер 19). Издалека не очень понятно, почему дом так называется, а если подойдёшь поближе...
какое разнообразие - все разные! |
Дом был построен в 1609 году для Антона Бургера (Anton Burger). Всего этих рожиц - 106 штук. На верхушке фасада - скульптура виночерпия. Когда-то здесь располагалась винная биржа, а теперь - отель с рестораном.
Главный собор Кольмара - церковь Св. Мартина, построенная в 1235-1365 годах. Много расписывать про неё не буду, желающие могут почитать тут, расскажу только о паре деталей.
Южный портал собора, второй половины XIII века, посвящён Св. Николаю. Забавное сочетание двух стилей - нижний ярус тимпана романский, а верхний - готический. Слева - три девушки, которых святой спас от позора, справа - три юноши, которых он, по легенде, воскресил. В готическом ярусе - Страшный суд и воскрешение из мёртвых.
Гаргульи собора поражают разнообразием. Кроме собак, львов, козлов и мифических существ, тут можно также найти даже евреев, изображённых со свиноматками (не очень, на самом деле, на свиней похожих). Эта фигурка - на западном фасаде, справа от центрального входа. Вторая - собственно горгулья - на юго-восточном фасаде, тут уже на одну свинью приходится четыре еврея, сосущих её вместе с поросятами.
Недалеко от собора - чудесное розово-модерновое кафе, У Позолоченного Круассана (rue des Marchands, 28). Внутрь не заходили, только полюбовались на витрины с граммофоном и старыми банками из-под чая.
Продолжение следует...