На сегодняшний день пришёлся наш последний выезд из Токио - в Камакуру. Камакура - это прибрежный городок, сейчас весьма тихий, но в восьмом веке сосредоточивший половину власти во всей Японии. Камакура является одним из важнейших центров буддизма, и сейчас в ней больше 70 храмов и святилищ. Я за сегодняшний день побывала в семи. До самой Камакуры мы не доехали одну остановку, выйдя в Ките-Камакуре. Маленькая платформа, толпы народу, ничего непонятно. Вышли к какой-то карте, обнаружили на ней первый нужный нам храм, пошли. Это был Энгаку-дзи, основанный сиккэном Токимунэ Ходзё. Именно при нём появилось понятие камикадзе - священный ветер, когда из-за ночных тайфунов два раза провалилась неприятельская высадка монголов на берег. Храм посвящён всем жертвам монгольских вторжений, включая самих монголов.
Первое, что мы видим - некрашенные деревянные ворота Сан-мон, в последний раз перестроенные в 1783 году и украшенные тонкой резьбой и каллиграфическими табличками, написанные лично 92-м императором Фусими. Таблички я, правда, не нашла, но вот резьба наличествовала.
Главное здание храма, Буцудэн - одно из немногих, где я не заметила таблички no photo, так что вот вам оттуда Будда.
Вокруг - остаточки сезона красных листиков.
А это - реликварий Саридэн, в котором хранится зуб Будды.
Если от ворот Сан-мон подняться по лестнице, то можно увидеть Оганэ - большой колокол, отлитый в 1301 году. Оттуда же открывается вид на кусочек Камакуры - точнее, на её окраины.
Первый храм мне удалось осмотреть по хорошей погоде, а вот потом зарядил дождь и лил без остановок... Хорошо хоть, ветра почти не было, хоть это и не помогло - мои ноги в итоге промокли насквозь.
Второе святилище - Токей-дзи - оказалось совсем небольшим, и ничего особенного, в общем, не представляло, зато было интересно своей историей. Это женский монастырь, основанный в 1285 году, второе название которого - Храм разводов. Если женщина хотела уйти от мужа, она могла прожить в монастыре три года, и после этого считаться официально разведённой. Такая практика продолжалась до 1873 года, а мужчинам вход в храм был запрещён до 1902 года.
Дальше по курсу - Кенчо-дзи (Kencho-ji), древнейший и величайший буддистский центр Камакуры. Когда-то на его территории стояло больше пятидесяти храмов, из которых сейчас сохранилось около дюжины.
Дерево семейства кипарисовых. Говорят, что оно выросло из семечка, принесённого Ранкэйем Дорю из Китая во времена основания комплекса. Высотой 13 метров, 6.5. метров в обхвате, оно насчитывает примерно 760 лет.
Буцуден (и ворота Карамон) изначально принадлежали сёгунатскому мавзолею и находились в Токио. В 1647 году они по кусочку были перевезены в Камакуру.
Скульптурное изображение внутри Буцудена - Джизо Босацу.
Самым интересным в Кенчо-дзи мне показался садик Ходзё. Посмотреть на него можно было с внешней стороны здания, в котором проходила какая-то медитация, на которую мог прийти любой желающий. При входе продавалась книжечка, рассказывающая о её правилах по-английски.
Заглянула в крошечный Энно-дзи, посвящённый распорядителю царства мёртвых Энме. Вокруг него - страшненькие прислужники.
Ещё один крупный комплекс - Цуругаока-Хатиман-гу, находящийся на холме. От него до моря идёт главный городской променад, Вакамия-одзи.
При храме есть небольшой музей, я заглянула, хоть в общем и не особо стоило - как водится, японский и непонятно. Зато билеты при музее продаёт не человек, а автомат! Человек только проверяет. Такую же систему я видела и в некоторых лавочках - платишь в автомат, выбирая нужный тебе товар, а потом чек отдаёшь готовящим. Так я сегодня, например, ела прессованного октопуса.
Ствол гингко, под которым, по преданию, был убит собственным племянником третий сёгун Минамото. Дерево переломилось от сильного шторма в 2010 году, чем повергло в шок всю Японию.
А вокруг льёт и льёт без передышки...
Парочка палаток с какой-то едой. Я соблазнилась виноградом, попробовала, оказалось весьма недурно - виноградинка на палочке, залитая карамелью.
В Камакуре, даже несмотря на дождь, видела очень многих традиционно одетых женщин и мужчин.
Дотащилась под дождём до вокзала, зашла в туринфо. Получила, наконец, нормальную карту и указания, как добраться до Великого Будды. Можно было на поезде или на автобусе, сказали, что на автобусе проще, я и поехала.
Забавно оказалось с билетами. Платишь на выходе, причём не водителю в руки, а опускаешь монетки в специальную машинку. Если нужной суммы нет - например, если у вас бумажка, - то надо вставить её в соответствующую щель, машинка разменяет тысячу на сотни, две из которых затем бросаешь в "кассу".
Доехала минут за 20-30 до храма Котоку-ин, где сидит Великий Будда. Позже, в Киото, мы видели ещё одного Будду, большего, чем этот, но этот производит гораздо большее впечатление, так как сидит под открытым небом.
Высота Будды вместе с пьедесталом - 13.4 метра, вес - 121 тонна. Его начали создавать в 1252 году, и создавали 10 лет. Раньше он тоже был окружён стенами, но здание было дважды уничтожено ветром в 1334 и 1369 годах. Восстанавливать его в итоге не стали, и, мне кажется, к лучшему.
В 1498 году приливная волна уничтожила храм, но не повредила статую. Большое землетрясение 1923 года разрушила основание, но опять же, сама фигура осталась невредима.
Внутрь Будды, оказывается, можно забраться - всего за 20 йен. Свет проникает сквозь окна в его спине, и можно спокойно прочитать описание процесса создания.
Тем временем, дождь наконец-то кончился и стало проглядывать голубое небо.
Табличка рядом приводит некоторые размеры: лицо Будды - 2.35 метра, глаз - 1 метр, ухо - 1.90.. А ещё, говорят, раньше он был покрыт золотом - видно, лицо немного посверкивает.
Налюбовавшись на Будду, иду назад, к последнему храму на сегодняшний день - Хасэ-дэра, посвящённый богине милосердия Каннон.
Внутри - приятный маленький парк, черезвычайно много статуэток и, если подняться повыше, - виды на океан.
Поднимаемся к храму |
Деталь ворот Сан-мон |
Вокруг - остаточки сезона красных листиков.
А это - реликварий Саридэн, в котором хранится зуб Будды.
Деталь китайских ворот Карамон. |
Дальше по курсу - Кенчо-дзи (Kencho-ji), древнейший и величайший буддистский центр Камакуры. Когда-то на его территории стояло больше пятидесяти храмов, из которых сейчас сохранилось около дюжины.
Впереди - очередные Сан-мон |
Буцуден (и ворота Карамон) изначально принадлежали сёгунатскому мавзолею и находились в Токио. В 1647 году они по кусочку были перевезены в Камакуру.
Скульптурное изображение внутри Буцудена - Джизо Босацу.
Самым интересным в Кенчо-дзи мне показался садик Ходзё. Посмотреть на него можно было с внешней стороны здания, в котором проходила какая-то медитация, на которую мог прийти любой желающий. При входе продавалась книжечка, рассказывающая о её правилах по-английски.
Картинка с интернета |
При храме есть небольшой музей, я заглянула, хоть в общем и не особо стоило - как водится, японский и непонятно. Зато билеты при музее продаёт не человек, а автомат! Человек только проверяет. Такую же систему я видела и в некоторых лавочках - платишь в автомат, выбирая нужный тебе товар, а потом чек отдаёшь готовящим. Так я сегодня, например, ела прессованного октопуса.
Вид сверху - я пришла сбоку, и в итоге по лестнице не поднималась, а спускалась. |
Ствол гингко, под которым, по преданию, был убит собственным племянником третий сёгун Минамото. Дерево переломилось от сильного шторма в 2010 году, чем повергло в шок всю Японию.
На левой части здания сидели монахи и играли на каких-то дудочках. |
Парочка палаток с какой-то едой. Я соблазнилась виноградом, попробовала, оказалось весьма недурно - виноградинка на палочке, залитая карамелью.
В Камакуре, даже несмотря на дождь, видела очень многих традиционно одетых женщин и мужчин.
Забавно оказалось с билетами. Платишь на выходе, причём не водителю в руки, а опускаешь монетки в специальную машинку. Если нужной суммы нет - например, если у вас бумажка, - то надо вставить её в соответствующую щель, машинка разменяет тысячу на сотни, две из которых затем бросаешь в "кассу".
Доехала минут за 20-30 до храма Котоку-ин, где сидит Великий Будда. Позже, в Киото, мы видели ещё одного Будду, большего, чем этот, но этот производит гораздо большее впечатление, так как сидит под открытым небом.
Тапочки Будде под стать... |
В 1498 году приливная волна уничтожила храм, но не повредила статую. Большое землетрясение 1923 года разрушила основание, но опять же, сама фигура осталась невредима.
Внутрь Будды, оказывается, можно забраться - всего за 20 йен. Свет проникает сквозь окна в его спине, и можно спокойно прочитать описание процесса создания.
Тем временем, дождь наконец-то кончился и стало проглядывать голубое небо.
Табличка рядом приводит некоторые размеры: лицо Будды - 2.35 метра, глаз - 1 метр, ухо - 1.90.. А ещё, говорят, раньше он был покрыт золотом - видно, лицо немного посверкивает.
Внутри - приятный маленький парк, черезвычайно много статуэток и, если подняться повыше, - виды на океан.
Налюбовавшись на окрестности, я дошла пешком до вокзала и поехала домой - сушиться!