На Рождество у нас было четыре дня выходных подряд, и я решила, наконец,
поехать в Неаполь, куда я давно хотела, но не могла попасть из-за
неудобного расписания изиджета.
В Неаполь мы прилетели 25 вечером. Нашли автобус из аэропорта, добрались до города, соориентировались и потопали в сторону гостиницы.
Забавно, что меня даже знакомые итальянцы предупреждали, что, мол, в Неаполе надо быть осторожным и на неприятности не нарываться.
С моей же точки зрения, где бы ты ни был, освещать дорогу айфоном - плохая примета. В Неаполе, правда, всё может оказаться куда прозаичнее - у моего спутника телефон попытались просто-напросто выхватить из рук (на большом освещённом проспекте). Не удалось, но зато репутация города была поддержана в самый же первый вечер.
Отель на удивление оказался bed&breakfast - обычно я беру что подешевле и, соответственно, без завтрака. Завтрак ничего особенного, конечно, не представлял, но вот кофе... кофе был божественный - причём просто-напросто сваренный в турке на плите. Если что, я про капучино - пить эспрессо я так и не научилась.
В первый день мы отправились в Помпеи, во второй - в Геркуланум, так что на сам город нам остался только последний день.
Мы провели его с пользой: спустились в подземный Неаполь и полазили по катакомбам.
Но обо всём по порядку.
Дуомо - кафедральный собор - посвящён святому Януарию, главному неаполитанскому святому. Считается, что он защищает город от угрозы извержения Везувия. Он был обезглавлен в 305 году во время гонений Диоклетиана.
Дважды в год можно лицезреть чудо святого Януария: разжижение его крови, хранимой в реликварии.
Рядом вот с этой церковью, на площади Гаэтано, расположен вход в подземелья Неаполя.
Внутрь можно попасть только с экскурсией. На итальянском они, как мне кажется, проводятся почти постоянно, на английском - раз в два часа. Очередь приличная - мы пришли за 20 минут до открытия, там уже стояло человек 30.
Подземелья начали создаваться при добыче камня - туфа, который греки использовали для строительства стен и храмов.
В XX веке подземелья были заброшены, и жители стали использовать их как свалку для мусора. Во время Второй Мировой войны правительство решило использовать их в качестве бомбоубежища. Поскольку вывезти весь скопившийся мусор не представлялось возможным, его разровняли и утрабовали, так что мы ходили примерно по двухметровому слою выкинутых вещей.
Во времена древних римлян под Неаполем был построен акведук и большое количество огромных цистерн с водой. Ходы, по которым мы ходили, остались как раз от акведука.
Определить это можно было по встречающимся иногда колодцам. Раньше колодцы были единственным доступом под землю, и единственными людьми, туда спускавшимися, были чистильщики цистерн.
Между цистернами были проложены узкие ходы. По одному из них мы прошли, освещая себе путь свечами - чтобы ощутить атмосферу. Ходы действительно узкие, уже ширины плеч.
Сейчас вода циркулирует в замкнутом пространстве, наполняя несколько цистерн - это сделано, чтобы показать, как оно было раньше. Забавная деталь - в одной из цистерн на дне обнаружила два мобильных телефона. Кто-то, видимо, слишком увлёкся фотографированием.
В подземельях температура всё время на одном уровне, и очень высокая влажность. Желая их как-то использовать на благо городу, учёные сейчас проводят эксперимент, проверяя, можно ли там что-нибудь выращивать. Поскольку влажность очень высокая - около 90% - растения не надо поливать, всю нужную им влагу они могут взять из воздуха.
Вторая часть экскурсии по подземному Неаполю посвещена остаткам римского театра. Археологи знали его примерное расположение - оно угадывается даже просто по силуэту улицы, изгибающейся полукругом. Однако хотелось иметь какие-то более существенные доказательства. Опрашивая местных жителей, они среди прочего оказались в квартире одной старушки. Заинтересовавшись многочисленными арками, они расспросили её поподробнее, и она показала им погреб, в котором она хранила вино. В итоге старушке предложили другое жильё, а тут начались археологические работы.
Штукатурку сняли, и под ней обнаружили древние стены.
Вот эта белая стенка посередине - кухня обычной квартиры, где живёт обычная неаполитанская семья.
А это - одна из арок театра, встроенная в ансамбль улиц.
В последнем помещении, куда нас завели, тоже оставшемся от театра, выставлялис presepi - рождественнские вертепы, особенно популярные в Неаполе.
Выбравшись из подземелий, мы потопали вверх, на холм - исследовать катакомбы. Можно туда и поехать на автобусе - от пьяццы Данте - но мы не ищем лёгких путей.
Катакомбы Святого Януария находятся у подножия холма Каподимонте, к северу от Неаполя, и являются наилучше сохранившимся подземным кладбищем на юге Италии.
Появление первых катакомб относится к концу II - началу III века нашей эры. В катакомбах есть захоронения трёх типов - выдолбленные в стенах или в полу локули, когда-то покрытые мраморными плитами, или же более просторные комнаты, перегороженные когда-то решётками, в которых хоронили более богатых, как правило, членов одной семьи.
Кое-где до сих пор сохранились фрески и мозаики. Эта фреска VI века, например, говорит о Теотэкнусе, похороненном вместе со своей дочерью Нонносой и женой Иларитас. На стене даже указано, в каком возрасте они умерли.
Главный проход верхнего уровня катаком является трёхнефной базиликой, построенной в VI веке.
Здесь же когда-то был захоронен и сам Святой Януарий, однако его мощи долгое время перемещали из одного места в другое (в том числе и за пределами Неаполя), пока они наконец не оказались в Кафедральном соборе Неаполя.
Под верхним уровнем катакомб расположен ещё один, нижний, где, среди прочего, есть баптистерий, что уникально - ведь это, по сути, крестильня на кладбище.
Некоторые считают, что ниже есть третий уровень, но этого никто точно не знает, а Ватикан, которому принадлежат катакомбы, не разрешает дальнейших раскопок.
Кроме катакомб Святого Януария в том же районе есть ещё одни, но они работали только с утра, так что в них мы заглянуть не успели.
Вместо этого мы пошли в Фонтанелле - хранилище-костницу. После чешских и римских она выглядит не так интересно, но всё равно впечатляюще, прежде всего масштабами пещеры. Непонятно, почему - некоторые черепа были в деревянных демонстрационных ящичках, все покрытые толстенным слоем пыли.
Когда-то здесь было кладбище, сюда же свозили чумных, а потом, мне кажется, вообще любые найденные останки. Информации почти никакой не было, вход был бесплатный, и лишь маленькая поеденная дождём и временем информационная табличка при входе - естественно, только на итальянском.
Вот таким подземельным оказался мой визит в Неаполь.
А птицы на привокзальной площади в Неаполе такие же, как и в моём любимом Риме - очень многочисленные, шумные и летающие роем (да-да, не стаей, а именно роем!).
В Неаполь мы прилетели 25 вечером. Нашли автобус из аэропорта, добрались до города, соориентировались и потопали в сторону гостиницы.
Забавно, что меня даже знакомые итальянцы предупреждали, что, мол, в Неаполе надо быть осторожным и на неприятности не нарываться.
С моей же точки зрения, где бы ты ни был, освещать дорогу айфоном - плохая примета. В Неаполе, правда, всё может оказаться куда прозаичнее - у моего спутника телефон попытались просто-напросто выхватить из рук (на большом освещённом проспекте). Не удалось, но зато репутация города была поддержана в самый же первый вечер.
Отель на удивление оказался bed&breakfast - обычно я беру что подешевле и, соответственно, без завтрака. Завтрак ничего особенного, конечно, не представлял, но вот кофе... кофе был божественный - причём просто-напросто сваренный в турке на плите. Если что, я про капучино - пить эспрессо я так и не научилась.
В первый день мы отправились в Помпеи, во второй - в Геркуланум, так что на сам город нам остался только последний день.
Мы провели его с пользой: спустились в подземный Неаполь и полазили по катакомбам.
Но обо всём по порядку.
Дуомо - кафедральный собор - посвящён святому Януарию, главному неаполитанскому святому. Считается, что он защищает город от угрозы извержения Везувия. Он был обезглавлен в 305 году во время гонений Диоклетиана.
Дважды в год можно лицезреть чудо святого Януария: разжижение его крови, хранимой в реликварии.
В длину собор достигает почти 100 метров. |
Рядом вот с этой церковью, на площади Гаэтано, расположен вход в подземелья Неаполя.
Внутрь можно попасть только с экскурсией. На итальянском они, как мне кажется, проводятся почти постоянно, на английском - раз в два часа. Очередь приличная - мы пришли за 20 минут до открытия, там уже стояло человек 30.
Подземелья начали создаваться при добыче камня - туфа, который греки использовали для строительства стен и храмов.
Инсталляция, наглядно показывающая добычу камня. |
В XX веке подземелья были заброшены, и жители стали использовать их как свалку для мусора. Во время Второй Мировой войны правительство решило использовать их в качестве бомбоубежища. Поскольку вывезти весь скопившийся мусор не представлялось возможным, его разровняли и утрабовали, так что мы ходили примерно по двухметровому слою выкинутых вещей.
Когда-то выкинутые детские машинки - немногие остатки. |
Определить это можно было по встречающимся иногда колодцам. Раньше колодцы были единственным доступом под землю, и единственными людьми, туда спускавшимися, были чистильщики цистерн.
Между цистернами были проложены узкие ходы. По одному из них мы прошли, освещая себе путь свечами - чтобы ощутить атмосферу. Ходы действительно узкие, уже ширины плеч.
Сейчас вода циркулирует в замкнутом пространстве, наполняя несколько цистерн - это сделано, чтобы показать, как оно было раньше. Забавная деталь - в одной из цистерн на дне обнаружила два мобильных телефона. Кто-то, видимо, слишком увлёкся фотографированием.
В подземельях температура всё время на одном уровне, и очень высокая влажность. Желая их как-то использовать на благо городу, учёные сейчас проводят эксперимент, проверяя, можно ли там что-нибудь выращивать. Поскольку влажность очень высокая - около 90% - растения не надо поливать, всю нужную им влагу они могут взять из воздуха.
И помимо растений - роскошные грибы! |
Вторая часть экскурсии по подземному Неаполю посвещена остаткам римского театра. Археологи знали его примерное расположение - оно угадывается даже просто по силуэту улицы, изгибающейся полукругом. Однако хотелось иметь какие-то более существенные доказательства. Опрашивая местных жителей, они среди прочего оказались в квартире одной старушки. Заинтересовавшись многочисленными арками, они расспросили её поподробнее, и она показала им погреб, в котором она хранила вино. В итоге старушке предложили другое жильё, а тут начались археологические работы.
Штукатурку сняли, и под ней обнаружили древние стены.
Старушкин погреб - правда, слегка расширенный дальнейшими раскопками. |
Вниз нас, увы, не пустили |
А это - одна из арок театра, встроенная в ансамбль улиц.
В последнем помещении, куда нас завели, тоже оставшемся от театра, выставлялис presepi - рождественнские вертепы, особенно популярные в Неаполе.
Выбравшись из подземелий, мы потопали вверх, на холм - исследовать катакомбы. Можно туда и поехать на автобусе - от пьяццы Данте - но мы не ищем лёгких путей.
Пьяцца Данте |
Вход в катакомбы - слева от церкви |
Кое-где до сих пор сохранились фрески и мозаики. Эта фреска VI века, например, говорит о Теотэкнусе, похороненном вместе со своей дочерью Нонносой и женой Иларитас. На стене даже указано, в каком возрасте они умерли.
Главный проход верхнего уровня катаком является трёхнефной базиликой, построенной в VI веке.
Здесь же когда-то был захоронен и сам Святой Януарий, однако его мощи долгое время перемещали из одного места в другое (в том числе и за пределами Неаполя), пока они наконец не оказались в Кафедральном соборе Неаполя.
Под верхним уровнем катакомб расположен ещё один, нижний, где, среди прочего, есть баптистерий, что уникально - ведь это, по сути, крестильня на кладбище.
Некоторые считают, что ниже есть третий уровень, но этого никто точно не знает, а Ватикан, которому принадлежат катакомбы, не разрешает дальнейших раскопок.
Нижний уровень катакомб. |
Вместо этого мы пошли в Фонтанелле - хранилище-костницу. После чешских и римских она выглядит не так интересно, но всё равно впечатляюще, прежде всего масштабами пещеры. Непонятно, почему - некоторые черепа были в деревянных демонстрационных ящичках, все покрытые толстенным слоем пыли.
Когда-то здесь было кладбище, сюда же свозили чумных, а потом, мне кажется, вообще любые найденные останки. Информации почти никакой не было, вход был бесплатный, и лишь маленькая поеденная дождём и временем информационная табличка при входе - естественно, только на итальянском.
Вот таким подземельным оказался мой визит в Неаполь.
А птицы на привокзальной площади в Неаполе такие же, как и в моём любимом Риме - очень многочисленные, шумные и летающие роем (да-да, не стаей, а именно роем!).